Сегодняшней ночью, с 21 на 22 декабря, наступит зимнее солнцестояние. С этого момента официально наступит астрономическая зима.
Как сообщают РИА новости, в 2013 году день зимнего солнцестояния приходится на 21 декабря – в 21 час 11 минут по московскому времени. Солнце максимально опустится в южное полушарие.
Приметы. Согласно старинным народным приметам, если в этот день будет светить яркое солнце, то это указывает на близкое и теплое лето, а если будет пасмурно и холодно, то это указывает на долгую зиму и сильные заморозки.
С днём солоноворота связан славянский табель Коляда. Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей иномирья. Например, в животных: с использованием шкур, личин-масок, рогов, ушей, хвостов, а также, в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя характерные им предметы одежды и облика.
Ряженые ватаги устраивают обрядовые бесчинства, гуляния, колядуют по домам: распевают заговоры-пожелания (колядки), разыгрывают сценки, затевают игрища и получают зa то вкусное или ценное вознаграждение. если отдельно рьяным в требованиях колядовщикам отказывают в угощении, то они обращаются к хозяину дома с подобными угрозами (так положено при колядовании): «Подай-ка чарочку; а не поднесёшь чарочку, — я преподнесу тебе палочку: я — погода — и помолочу твой овёс». обладатель на это отвечал: «Ой, мороз, мороз, на тебе чарочку — ты не трожь выше- овёс, гречиху разумеется рожь; а лен, канапи, — как хочешь молоти!»
В дни, ближайшие к солнцестоянию, преимущественно распространены всякие разные гадания. Считается, что это то самое время, Кагда границы миров размываются и крайне вблизи к нам подступают потусторонние, навьи силы. Навьим откладывали в пир первые куски или же ложки обрядового блюда. Предполагается, что они, при правильном с ними взаимодействии, могут дать правдивые ответы на волнующие вопросы, сообщить о грядущих радостных событиях и предостеречь от несчастья.
Как день в почтение рождения солнца, Коляда около славянских народов сопровождается разведением огня. Бытует чин добычи, ряжения, кормления, а опосля — сожжения полена-бадняка.
Обряд сожжения бадняка.
Бадняк – это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленные из стоячего, сухого дерева до зимнего солнцестояния. Бадняк является материализацией “старого” солнца (старого года). зачастую ему придают человеческие черты, например: оставляют сучок-нос, намечают клюв и глаза, прикрепляют бороду. Относятся к бадняку уважительно: с ним общаются будто с дорогим гостем, “одевают” в нарядные ленты и рубахи, “поят” его мёдом разумеется вином, “кормят” кашей, а после прощаются, сжигая в обрядовом огне, приговаривая:
“Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива ей-ей хлеба,
Так и ты подай нам тово же на деревня год:
Всякого счастья, красы согласен здравья!
Счастливо тебе перегореться конечно повеселиться –
По добру в источник выше- ложиться!”
Так народность прощается со “старым” солнцем, благодаря его зa всё хорошее, что оно принесло, и, сжигая все связанные с ним неприятности, горести и несчастья. Простившись со “старым” солнцем, человеки готовы наскочить “новое”, возлагая надежды на самое лучшее. Обряд, связанный с сожжением бадняка, говорит о начале нового сезонного цикла, сулит плодородие и благополучие. Бытует поверье, что чем больше искр “родит” бадняк, тем больше прибудет с “новым” солнцем. Головню и золу от сгоревшего бадняка позже употребляли в различных магических и лечебных целях.
Известно, что число рождения “нового” солнца во многих странах сопровождается разведением огня. Сербы и хорваты сжигают бревно-бадняк; скандинавы julblock; французы caligneau, la souche de Nol; англичане – ylelog.
В Закарпатье, до сих пор, преимущественно тщательно были сохранены колядные обычаи, с чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, да и об особом почитании Предков.
Евгения Осока
Обряд сожжения бадняка.
Бадняк – это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленные из стоячего, сухого дерева заранее зимнего солнцестояния. Бадняк является материализацией “старого” солнца (старого года). почасту ему придают человеческие черты, например: оставляют сучок-нос, намечают зев и глаза, прикрепляют бороду. Относятся к бадняку уважительно: с ним общаются как с дорогим гостем, “одевают” в нарядные ленты и рубахи, “поят” его мёдом ей-ей вином, “кормят” кашей, а после прощаются, сжигая в обрядовом огне, приговаривая:
“Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива правда хлеба,
Так и ты подай нам тово же на деревня год:
Всякого счастья, красы так здравья!
Счастливо тебе перегореться так повеселиться –
По добру в источник выше- ложиться!”
Так племя прощается со “старым” солнцем, благодаря его зa всё хорошее, что оно принесло, и, сжигая все связанные с ним неприятности, горести и несчастья. Простившись со “старым” солнцем, человеки готовы встречаться “новое”, возлагая надежды на самое лучшее. Обряд, связанный с сожжением бадняка, говорит о начале нового сезонного цикла, сулит плодородие и благополучие. Бытует поверье, что чем больше искр “родит” бадняк, тем больше прибудет с “новым” солнцем. Головню и золу от сгоревшего бадняка позже употребляли в различных магических и лечебных целях.
Известно, что погода рождения “нового” солнца во многих странах сопровождается разведением огня. Сербы и хорваты сжигают бревно-бадняк; скандинавы julblock; французы caligneau, la souche de Nol; англичане – ylelog.
В Закарпатье, до сих пор, преимущественно тщательно были сохранены колядные обычаи, с чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, да и об особом почитании Предков.
Евгения Осока